Репортажи со строительства

  В Государственном архиве Латвии хранится 21 папка с "оставшейся в живых" проектной документацией (fonda№ 1345, apraksta № 9, lietas №1943-1963). Из всего, что там находится, интерес для широкого круга читателей могут представлять только два документа.

   Один из них - "Рабочий проект на строительство памятника", разработанный институтом "Латгипрогорстрой" (Рига, ул. Горького,38) по заказу Управления благоустройства города Риги.Второй – план и разрезы внутренних помещений на нижнем уровне монумента.

  Согласно рабочему проекту, генеральным подрядчиком на этом объекте назначался трест "Мостострой-5" (но жизнь внесла коррективы  - в 1984-1985 годах генподрядчиком был трест «Ригадорремстрой»).  В строительстве памятника предполагалось участие следующих строительных и специализированных организаций города Риги:

- трест "Мостострой-5" --- сооружение обелиска

- трест "Ригадорремстрой" --- инженерная подготовка территории, подпорные стенки и дорожные покрытия

- трест "Балтморгидрострой" --- подпорная стенка - берегоукрепление

- трест "Строймеханизация" - устройство свайного основания из составных призматических свай 300х300 мм длиной 24 м

- трест "Ригапромстрой" --- устройство постаментов

- трест "Ригастрой" --- облицовка постаментов и устройство ступеней из гранита

- Дорожное управление благоустройства Рижского городского исполнительного комитета --- покрытия из брусчатки

- Спец РСУ Управления благоустройства --- озеленение парка

- трест "Латвэлектрострой" --- монтаж сетей электроосвещения и радиофикации

- Комитет телевидения и радиовещания ЛССР --- монтаж телеоборудования

- Министерство мелиорации и водного хозяйства ЛССР --- прокладка ливневой канализации и устройство водоёма

- Ремстройтрест Рижского городского исполнительного комитета --- строительство общественного туалета с киоском

- Министерство культуры ЛССР и завод "Монументскульптура" г. Ленинград --- изготовление и установка 4-х бронзовых скульптур. Забегая вперёд, замечу, что в Ленинграде была изготовлена только одна фигура воина. Остальные фигуры и звёзды для обелиска были изготовлены в Минске.

- комбинат "Максла" --- изготовление и установка малых форм.

 

 

 Строительство, согласно заданию на проектирование, должно было начаться в январе 1983 года и закончиться к 1 октября 1984 года. Но в жизни не всё складывается так, как написано на бумаге. Начали вовремя, даже на две недели раньше. А вот сдать к 40-летию освобождения Риги - не успели. Мемориал открыли только 5 ноября 1985 года.

 

 

*****

 

 

Началом строительства, на мой взгляд, следует считать 18 декабря 1982 года.
Это была суббота. В стране проходил коммунистический субботник в честь 60-летия образования СССР.  В этот день состоялась настоящая закладка ныне существующего памятника.  Напомню, что с мая 1975 года здесь стоял  гранитный обелиск с надписью "ЗДЕСЬ БУДЕТ СООРУЖЁН ПАМЯТНИК ВОИНАМ СОВЕТСКОЙ АРМИИ - ОСВОБОДИТЕЛЯМ СОВЕТСКОЙ ЛАТВИИ И ГОРОДА РИГИ ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ".  Как обычно в таких случаях, не обошлось без торжественного митинга. Митинг открыл секретарь Рижского горкома партии Анатолий Горбунов.

 


Вот что об этом написано в статье  П.Антропова «Высокая честь» в газете «Советская Латвия»  от 19.12.1982.

 

 

 Взволнованно спешил вчера на субботник рижанин Николай Зенич. Он знал: ему предстоит принять участие в закладке памятника воинам-освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков. Ветеран Мостоотряда №17, прибывший в Ригу в октябре 1944 года для восстановления мостов через Даугаву, понимал, сколь велика честь, оказанная ему и его товарищам. Подойдя к скверу возле бульвара Узварас, он даже не узнал его. Вокруг их буровой установки полно народу, полыхают кумачом транспаранты, звучат песни военных лет.

 Не меньше в эти минуты волновались и копровщики из СУМР-31  С.Бородулин и А.Бамбиза, которые готовили копёр для забивки свай в основание памятника. Они обещали перевыполнить дневное задание в полтора раза, и им хотелось своим трудом порадовать рижан, которые собрались на торжественный митинг. Сюда пришли ответственные работники Рижского горкома партии и горисполкома, райкомов партии и райисполкомов города Риги, воины-ветераны, один из авторов проекта памятника, народный художник Латвийской ССР Л.Буковский, молодёжь Ленинского района.

 Торжественный митинг открывает секретарь Рижского горкома партии А.Горбунов. Он говорит:

- В канун 60-летия образования СССР мы выражаем глубочайшую признательность тем, кто строил и защищал наше социалистическое Отечество. Данью благодарной памяти героям Великой Отечественной войны явится памятник воинам Советской Армии – освободителям Советской Латвии и Риги, который будет воздвигнут на этой площади.

- Пройдёт немного времени, - отметил, выступая на митинге, лауреат Ленинской премии Л.Буковский, - и здесь, возле бульвара Узварас, названного в честь нашей Победы, взметнётся на 70 метров ввысь ребристый обелиск. Возле него поднимутся семиметровые фигуры воинов-освободителей, которых будет приветствовать Родина-мать. Я и мои товарищи Э.Балиньш, Г.Биетиньш, А.Бугаев, э.Вецумниек, А.Гулбис, В.Зилгалвис, создавшие проект памятника, старались вложить в него всё своё умение, и этого мы ждём от строителей.

 Благодарностью к нашей партии и правительству за заботу о мире были проникнуты выступления ветерана 130-го латышского стрелкового корпуса, участника освобождения Советской Латвии и Риги от немецко-фашистских захватчиков П.Пихелиса и выпускника Рижского Краснознамённого военно-политического училища имени Маршала Советского Союза Бирюзова  К.Костюшкина. Они пожелали  строителям успешно завершить сооружение памятника, начатое в такой памятный день.

Строители обещают оправдать высокую честь. От их имени выступает бурильщик  Н.Зенич. Он призывает своих товарищей отработать по-ударному ещё один субботний день.

 По-ударному трудились строители и вчера после митинга. Каждый из них перевыполнил задание в полтора раза  и так же хорошо намерен работать и в дальнейшем.

 

*****

 

В возведении монумента принимали участие много строительных организаций. На завершающем этапе насчитывалось 25-29 стройорганизаций (от 500 до 800 человек).
Много работы было и у Госснаба ЛССР и у Министерства промышленности стройматериалов ЛССР. Какая же стройка без материалов.
Сваи изготовило Екабпилское производственное объединение стройматериалов и конструкций. Сборный железобетон поставляло производственное объединение "Вангажи". Малыми архитектурными формами и тротуарными плитами занимался Елгавский завод стройматериалов и конструкций совместно с трестом "Оргтехстрой" и Рижским экспериментально-механическим заводом. Доломит везли из Эстонии (о.Саарема), а гранит из Петрозаводска и Ленинграда.

К изготовлению скульптур причастны мастерские авторов, Комбинат прикладного искусства "Максла" (изготовление гипсовых эталонов), Ленинградский завод "Монумент-скульптура" и Минский опытный экспериментальный завод монументальных скульптур и производственного стиля. Минчане же и монтировали скульптуры  в парке Победы.

В новостях со стройплощадки чаще всего упоминались:

- Мостоотряд №17 треста "Мостострой-5"  - сооружение обелиска
- копровщики из СУМР-31 треста "Строймеханизация" - забивка свай
- "Ригадорремстрой" -
- СУ-7 треста "Ригапромстрой" - инженерная подготовка территории, подпорные стенки и дорожные покрытия
- СУ-422 треста "Балтморгидрострой" - подпорная стенка - берегоукрепление
- ПМК-23 Министерства мелиорации и водного хозяйства ЛССР - прокладка      ливневой  канализации и устройство водоёма
- "Латвэлектрострой" - монтаж сетей электроосвещения и радиофикации
- "Союзметроспецстрой" (Москва) - каменотёсы-гранитчики
- Специализированное управление "Коллектор"  - водопровод и канализация
- Дорожное управление Рижского горисполкома  - укладка брусчатки
- РСУ Управления благоустройства - озеленение парка
- Предприятие "Гранит" - высечение надписей

*****

 

До следующего упоминания о памятнике в русской республиканской прессе  прошло больше года

 

 

   «Ригасс Балсс» 1 марта 1984 года:  В.Нахтман берёт интервью у руководителя авторского коллектива, заместителя главного архитектора города Риги, лауреата премии Совета Министров СССР  Э.Балыньша.

 - Эрмен Рейнгольдович, прежде всего хотелось бы подробнее узнать, как шла работа над созданием проекта монумента. Известно, например, что был объявлен конкурс на лучший проект, а затем по его итогам утверждён авторский коллектив. Кто вошёл в него?

- Когда намечается строительство важного для города объекта, а таковым, безусловно, является возводящийся сейчас в парке имени XXII съезда КПСС памятник освободителям Советской Латвии и города Риги, как правило, проводится открытый творческий конкурс на лучший проект. Такое соревнование даёт возможность выявить лучшее, наиболее оригинальное, смелое, интересное решение. На сей раз также был объявлен  открытый республиканский конкурс, в котором приняли участие более 20 авторских групп. Из его лауреатов был создан творческий коллектив, разработавший четыре эскизных варианта решения памятника. Специальный экспертный совет для окончательного варианта рекомендовал два проекта. В состав авторского коллектива включены заслуженный строитель республики, главный конструктор института «Латгипрогорстрой», главный инженер проекта Г.Бейтиньш, художник-дизайнер А.Бугаев, народный художник Латвии, лауреат Ленинской премии и Государственной премии Латвийской ССР, член–корреспондент Академии художеств СССР, руководитель художественной части проекта, скульптор Л.Буковский, главный специалист института «Латкоммунпроект», лауреат премии Совета Министров республики, член президиума правления Союза архитекторов Латвийской ССР, секретарь правления Союза художников республики, скульптор А.Гулбис,заслуженный архитектор республики, лауреат премии Совета Министров ЛССР, главный архитектор института «Латкоммунпроект», член правления Союза архитекторов ЛССР, архитектор В.Зилгалвис. Возглавить этот коллектив доверили мне. Как видите, в составе авторского коллектива есть и конструктор и дизайнер. Это позволило нам непосредственно в процессе работы принимать решения с учётом конструктивных и художественных требований.

 - Как же будет выглядеть памятник, какова его основная идея?

 - В комплекс памятника воинам-освободителям войдут 70-метровый обелиск в форме архитектурно-динамического  многогранника из пяти объёмов со срезами в виде пятиконечных звёзд, три семиметровые фигуры  воинов-освободителей и девятиметровая фигура Родины-матери. Обелиск будет состоять из пяти стел, символизирующих годы героической борьбы советского народа против фашистских оккупантов. Каждая стела завершается срезом в виде стилизованной  звезды Героя Советского Союза. Срезы звёзд образуют символическую спираль. Родина-мать встречает сыновей-освободителей, возвращающихся с поля брани на свою израненную родную землю с победой. Фигуры будут отлиты из бронзы, для отделки обелиска и постамента использованы гранит и доломит. Тут хочется отметить, что для определения оптимальной высоты обелиска впервые в практике проектирования в нашей стране для макетирования в натуральную величину был использован вертолёт. Он фиксировал высоту, и в это же время с различных точек города велась фотосъёмка. Затем снимки были смонтированы и таким образом найдено оптимальное решение.

 Были и определённые  конструкторские трудности. Причина – слабые грунты, плывуны. Скальные породы, способные выдержать нагрузку, здесь располагаются на глубине порядка 25 метров. На эту же глубину  и забиваются сваи под основание памятника.

 - Тут возникает вопрос, почему именно в этом месте, где раньше было русло Даугавы, решено построить памятник?

 - Безусловно, место для строительства выбрано не случайно. Прежде всего мы решали градостроительные задачи. Памятник должен органично вписаться в общий архитектурный ансамбль центра города. Он расположен в створе бульвара Узварас и завершает уникальный комплекс памятников улицы Ленина и Комсомольской набережной, в который входят памятники В.И.Ленину, латышским  красным стрелкам, борцам революции 1905 года, а также памятник Великой Октябрьской социалистической революции, который намечается построить на Республиканской площади. Кроме того. Обелиск монумента является пространственным завершением левобережной части главной магистрали города – улицы Ленина. На том месте, где возводится памятник, в послевоенные годы проходили военные парады, первые праздники песни.

 - Над созданием памятника работают Л.Буковский и А.Гулбис – известные скульпторы с ярко выраженной творческой индивидуальностью. Насколько, на ваш взгляд, правомерно  сочетание в одном монументе двух различных стилей?

 - Мы все хорошо знаем почерк этих художников: сдержанную, подчас суровую скульптуру Л.Буковского и поэтическую манеру А.Гулбиса. Воины Л.Буковского суровы и монументальны. Они вынесли на своих плечах все тяготы и лишения войны и выстояли. Образ Родины-матери поэтичный, женственный, полный радости встречи со своими сыновьями-освободителями. Такое решение скульптурной группы монумента создаёт атмосферу праздника Победы, утверждает оптимизм, ещё и ещё раз говорит о том, что волю советского народа к миру не сломить.

 

А этот снимок Родины-матери не из газеты. Фотографию мне прислал Сергей Крук. За что я ему премного благодарен

 

 

  В 1984 году строительство вступило в активную фазу. Работа закипела.

Определились и со сметной стоимостью памятника – 2,9 миллиона рублей. Около двух миллионов рублей предусмотрено ассигновать на реконструкцию и благоустройство парка. Строительство памятника намечено завершить в 1985 году, хотя изначальным сроком значился конец сентября 1984 года

 Трудовые коллективы и отдельные граждане перечисляют деньги на счёт №51880 в горуправлении Латвийской республиканской конторы Стройбанка СССР.

 

 

 

В журнале "ГОРИЗОНТ" №7 / 1984  заместитель председателя Рижского горисполкома К. Лицис затрагивал тему сбора денег на памятник:

- Во-первых, деньги выделяются из фондов социально-культурного развития и материального поощрения предприятий.

- Во-вторых, это средства, собранные в коллективах трудящихся и организованно внесенные на указанный счет. Как правило, каждый трудящийся делает добровольный взнос в размере своего дневного заработка.

- В-третьих, индивидуальные взносы. Они преимущественно поступают от пенсионеров и гостей нашего города. Размеры таких взносов различны – от 5 до 300 рублей.

     ... При сборе денежных средств важна не сумма, а участие, ибо оно свидетельствует о патриотизме человека, его желании посильно помочь всенародному делу. И мы благодарны за это каждому.

 

 

Один из авторов памятника, Леонид Владимирович Кристовскис, вспоминал:

Деньги на памятник собирали по всей Латвии — жертвовали производственные коллективы, организации, частные лица — по 5-10-20 рублей. Только на 7-метровых солдат требовалось не меньше 160 тонн бронзы!...

 ...С приходом в СССР к власти Михаила Горбачева, работы по сооружению мемориала в Риге были приостановлены. Говорят, чуть ли не по его личному распоряжению. А деньги-то народные уже были собраны! Городские власти решили на эти средства закупить в Германии оборудование для только что отстроенной больницы в Гайлэзерсе. Так и сделали. Но тут вдруг в Москве хватились — на носу 40-летие Победы, пусть уж Рига возводит свой памятник. И — пустили шапку по второму кругу! В итоге половину суммы собрали, остальное взяли из госказны.              

 

Вот заметки из газеты "Ригас Балсс" о пожертвованиях в фонд строительства памятника. Видно, что суммы пожертвований были разными - кто сколько мог. По решению коллективов устраивались и субботники. Заработанные на субботниках деньги, или их часть, переводились в фонд строительства памятника.

*****

Однако, все, у кого я спрашивал о сборе денег, сдавали по 5 рублей. Ни у кого из опрошенных мною, среднедневной заработок  в фонд строительства памятника не взимался.

 

 

Галина Власенко:
- Во времена строительства памятника я работала в тресте Балттрансстрой и мы собирали деньги на строительство памятника по 5 рублей.
Я:
- Вы не помните, как собирались деньги? Автоматически принудительно-поголовно у всех вычитались из зарплаты  или, в самом деле, желающие помочь шли и сдавали свою пятёрочку???
Галина:
- Нет, никто нас принудительно не заставлял!!! Мы ходили в секретариат и сдавали деньги секретарю.

*****

Inese Snikere:
- Памятник строили на собранные народам деньги. Сдавали добровольно, кто сколько может.
Я работала на фабрике школьной и детской мебели. В бригаде были и латыши и русские. Сдавали все и добровольно. Никого не заставляли и ни у кого не высчитывали.
Мы сдавали по пять рублей. Я тоже сдавала. Чтобы кто-то отказался и не дал - не помню. Все дали.

*****

 

 

 

Арий Сницарев:

- Я принимал участие в строительстве монумента. Работал в СУ-7 треста «Ригапромстрой».

Мы сдавали деньги, кто сколько мог, через профком. Зарплату нашу никто не трогал.


*****

Herberts Reke
- У нас в школе собирали по 5-ть рублей. Врать не буду, не помню, насколько добровольно это было...

 

 

 

 

 

 Моя  мама работала на Рижском производственном объединении "Ригас Аудумс".
Они сами добровольно сдавали на строительство памятника по 5 рублей. Деньги несли в профком. Никто никого не заставлял и по дневной зарплате не высчитывал.

 

 

26 апреля 1984 года в газете «Ригас Балсс» публикуется статья «Как идут дела на строительстве памятника?». В ней на вопросы корреспондента В.Нахтмана отвечает представитель заказчика, главный инженер Управления благоустройства Рижского горисполкома Язеп Язепович Барбей.

 - В сооружении памятника примут участие многие строительные организации столицы республики, а также облицовщики из Москвы. Сегодня практически все субподрядчики приступили к работам. Генподрядчиком определён трест «Ригадорремстрой».

 Можно сказать, что сейчас на стройплощадке завершается первый этап работ. Строители СУМР-31 треста «Строймеханизация» в конце прошлой недели забили последние из более чем 1000 двадцатичетырёхметровых свай под основание постамента. Выполнив свою задачу, они передают фронт работ СУ-7 треста Ригапромстрой» и СУ-422 треста «Балтморгидрострой». Начато возведение обелиска. Вскоре мостоотряд №17 треста «Мостострой-5» начнёт работы и по берегоукреплению искусственного водоёма.

 Для отвода грунтовых вод с площадки потребовались значительные мелиоративные работы. Министерство мелиорации и водного хозяйства республики пошло нам навстречу и обещало в короткие сроки провести их. ПМК-23 этого министерства отрывает котлован для пруда. Приступило к прокладке водопроводных и канализационных сетей для нужд памятника специализированное управление «Коллектор».

 В целом строительство памятника воинам-освободителям ведётся опережающими темпами. В первом квартале нынешнего года необходимо было освоить 180 тысяч рублей, освоено – 301,6 тысячи. Хочется также отметить  большие усилия, прилагаемые Госснабом республики, Министерством промышленности строительных материалов ЛССР по бесперебойному и своевременному обеспечению стройки всеми необходимыми материалами.

 - Язеп Язепович, Вы затронули вопрос обеспечения строительства. Известно, что для облицовки памятника  будут использованы материалы, которых нет в нашей республике…

 - Для строительства такого важного объекта, каким является памятник воинам-освободителям, используются специфические материалы, которые выпускают считанные заводы нашей страны. Всюду, куда бы мы ни обращались, встречаем понимание и поддержку. На мой взгляд, это ещё одно доказательство братской взаимопомощи и нерушимой дружбы между народами нашей страны. В бой за освобождение столицы Советской Латвии от немецко-фашистских оккупантов плечом к плечу шли русские и украинцы, латыши и белорусы, грузины и казахи. Сегодня в строительстве монумента воинам-освободителям нам помогают многие союзные республики. Мы заключили договор о поставке доломита с эстонскими организациями, этот материал уже поступает. Карниз постамента памятника будет облицован петрозаводским гранитом.

-Известно, что одна скульптура воина уже отправлена на Ленинградский завод «Монумент-скульптура» для отливки в бронзе. А как обстоят дела с изготовлением остальных скульптур?

- Закончены и две другие скульптуры воинов. Они уже вынесены из мастерской для лучшего обозрения и вскоре после принятия  комиссией будут отправлены на бронзолитейные заводы страны. Тут хочется отметить большую работу авторского коллектива, работников комбината прикладного искусства «Максла», изготовивших гипсовые эталоны. Не так давно комиссия Министерства кудьтуры республики приняла скульптуры Родины-матери, и сейчас автор А.Гулбис приступил к изготовлению фигуры в натуральную (высотой 10 метров) величину.

- Решение о строительстве монумента вызвало горячее одобрение и активную поддержку ветеранов партии, Героев Советского Союза (их призывы к жителям столицы республики были опубликованы в печати), участников Великой Отечественной войны, всех рижан. Была выдвинута инициатива о перечислении средств в фонд строительства памятника, открыт специальный счёт для их аккумуляции…

- Скажу, что с аналогичной инициативой несколько лет назад выступили ленинградцы, когда в городе-герое на Неве началось строительство такого же памятника, как у нас. Предложение о перечислении средств в фонд монумента Победы, строящегося в столице нашей Родины, выдвинули москвичи. Оно нашло поддержку во многих уголках нашей страны. Сегодня в этом движении принимают участие сотни тысяч человек.

 Инициатива рижан о перечислении средств в фонд строительства памятника подхвачена в республике. Получила она распространение и за её пределами. Это яркое свидетельство советского патриотизма и интернационализма, стремления советских людей к миру во всём мире, подтверждение верности героическому прошлому нашего народа, тому, что его подвиг бессмертен. Эта инициатива имеет огромное нравственное, политико-воспитательное значение.

 Мы получаем много писем, и не только из нашей республики. Пришли письма из Москвы, Житомира, Свердловска и других городов. В них люди разных возрастов и профессий горячо одобряют решение о строительстве памятника воинам-освободителям, пишут о тех ужасах, которые несёт война. Ветераны рассказывают о своём боевом пути, битвах за освобождение Риги и Латвии от фашистских оккупантов, молодёжь – о ратных подвигах своих дедов, отцов, матерей. В каждом из таких писем высказывается либо просьба принять деньги в фонд монумента, либо пожелание отработать какое-то время непосредственно на его строительстве. С тем, чтобы потрудиться на стройплощадке, к нам недавно обратились , к примеру, студенты Рижского Краснознамённого института инженеров гражданской авиации. К сожалению, сейчас условия строительства, соображения техники безопасности не позволяют удовлетворить эту просьбу. Но как только появится возможность, мы предоставим фронт работ всем, кто пожелает потрудиться на стройке или благоустройстве территории.

 Добровольная помощь, которую оказывают строительству ветераны войны, трудовые коллективы, отдельные граждане, комсомольцы и молодёжь, перечисляя на специальный счёт средства, заработанные на коммунистических субботниках, бригадные премии, личные сбережения, очень значительна. Сейчас на счёт №51880 в горуправлении  Латвийской республиканской конторы Стройбанка СССР поступило свыше полутора миллиона рублей.

 

                                                                                     

 

 В Советской Латвии издавался журнал "ГОРИЗОНТ". В №7 / 1984  под рубрикой «Эта дорогая, дорогая Победа!» была опубликована статья "Символ вечной жизни".  Автор – Э.Либет

  В год 40-летия Победы в Великой Отечественной войне в столице республики намечено открыть памятник воинам Советской Армии – освободителям Латвии и города Риги от немецко-фашистских захватчиков. Каким он будет в натуре – сказать пока трудно. Но некоторое представление дает макет, находящийся в скульптурном цехе комбината «Максла».

            Новый монумент лаконичен по своим выразительным средствам. Доминирующая его часть – обелиск высотой около 80 метров. Он запроектирован как вертикальный многогранник из пяти элементов, имеющих диагональные срезы в виде пятиконечных звезд. Постамент всего памятника образуют три площадки, расположенные на трех уровнях. Центральная, выложенная гранитными плитами, предназначается для торжественных церемоний.  Здесь будет специальное место для возложения венков и цветов. Слева, на самой высокой площадке, поднимается скульптура Родины-матери, а справа три фигуры воинов-освободителей. К памятнику примкнет декоративный бассейн. Ведь вода – символ вечной жизни…

            Поиск выразительного варианта монумента был длительным. Еще в 1975-1976 годах состоялся открытый республиканский конкурс на лучший проект, в котором приняло участие более 20 авторских групп. Четыре их представленных работ были отмечены второй и третьими премиями. Их авторы образовали объединенный коллектив, которому и было поручено разработать эскизный проект памятника. Из четырех подготовленных им вариантов экспертная комиссия отобрала два и рекомендовала их для разработки технического проекта и рабочих чертежей. После этого за дело взялся авторский коллектив, руководимый заместителем главного архитектора Риги, лауреатом премии Совета Министров СССР Э.Балиньшем. Художественным руководителем стал народный художник Латвии, лауреат Ленинской премии и Государственных премий республики, скульптор Л. Буковский. В авторский коллектив так же вошли заслуженный деятель искусств Латвийской ССР скульптор А. Гулбис, лауреат премии Совета Министров республики архитектор Э.Вецумниекс, заслуженный архитектор Латвийской ССР, лауреат премии Совета Министров республики В.Зилгавис, художник-дизайнер А. Бугаев, заслуженный строитель Латвийской ССР, инженер-конструктор Г.Бейтиньш.

            Со многими из них я встретилась, имела беседы. В очень сжатом виде их мнения выглядят так:

            Э.Балиньш:

            - На этапе проектирования был сложен поиск конкретных художественных и архитектурных решений. Сошлюсь на такой пример. Нам требовалось определить высоту обелиска. В таких случаях обычно строят фанерное подобие будущего памятника и потом - то возвышают его над землей, то укорачивают. Мы пошли другим путем: прибегли к помощи авиаторов. Для макетирования обелиска в натуральную величину применили вертолет. Высота обелиска вымерялась в диапазоне от 60 до 120 метров. По общему мнению, решили поднять высоту обелиска в пределах 80 метров. Именно она точнее всего отвечает градостроительному назначению нового монументального ансамбля – стать пространственным завершением левобережной части главной городской магистрали – улицы ЛЕНИНА. Ведь памятник располагается на оси бульвара Узварас и парка имени XXII съезда КПСС.

            Как известно, генеральный план развития Риги расширяет традиционно центральную ее часть. Наравне с правобережьем теперь развивается и левобережье, где как раз и размещается новый монумент. Образно сказал один из авторов – мы постарались перенести красоту с одного берега Даугавы на другой. Новый ансамбль – это место проведения торжественные церемоний, поэтому здесь предусмотрены устройства для радио- и телевизионных передач с места события. На центральной площадке перед обелиском могут выступать хоровые коллективы и духовые оркестры.

            При проектировании монумента авторы не предусмотрели вечного огня, обширных памятных надписей и другой мемориальной атрибутики. Мы руководствовались тем, что в Риге, на Братском кладбище, уже зажжен вечный огонь, а события, связанные с освобождением Латвии и ее столицы от немецко-фашистских захватчиков, найдут полное отражение в специальном Музее Отечественной войны. Сам парк имени XXII съезда КПСС будет реконструирован. Высажены новые деревья и кустарники, проложены дорожки, применены малые формы архитектуры. Парк, несомненно, станет одним из любимых мест отдыха рижан.

            О художественных достоинствах памятника воинам-освободителям я попросила рассказать скульпторов Л. Буковского и А. Гулбиса.

            - Мне все дорого в новом ансамбле, - сказал Л. Буковский. – Обелиск подобен салюту Победы.Пять звезд устремлены ввысь по спирали. Они символизируют годы героической борьбы советского народа с фашизмом и неотвратимость его триумфа над ним. Скульптура Родины-матери, созданная Ф. Гулбисом, динамична. Одной рукой она держит знамя, другой – приветствует воинов-освободителей, людей, пришедших к монументу.

            Фигуры трех воинов-освободителей дополняют мое творчество. Если прежние мои работы выполнены в бетоне – Саласпилсский мемориал – или в граните – Екабпилсский мемориал, то на этот  раз новый материал – бронза. Если прежним скульпторам была свойственна внутренняя динамика с наружной статикой, то с фигуры воинов – ажурны, в них сочетается внутренняя и внешняя динамика. Это обобщенный образ, олицетворяющий пафос радости Победы.

            От себя добавлю, что высота каждой фигуры воинов-освободителей 7 метров. Одна из них уже изготавливается в Москве, две другие нынешним летом будут отправлены для отливки на Ленинградский завод монументальной скульптуры.

            А теперь слово А. Гулбису:

            - В женской фигуре, - говорит скульптор, - я хотел отобразить не только образ Родины-матери, но и образ Весны, как символ жизни, вечно развивающейся и обновляющейся. Поэтому фигура так динамична. Она запечатлена в порыве, в движении.

            Созданный А. Гулбисом образ покоряет своей одухотворенностью, пластичностью. Автор намерен летом выполнить фигуру из гипса в натуральных размерах – вместе со знаменем ее высота составит 12 метров. Отливать ее из бронзы будут также ленинградские мастера.

            Памятник советским воинам-освободителям – это сложное инженерное сооружение. К его возведению привлечены многие организации – министерства строительства, мелиорации и водного хозяйства, тресты Балтморгидрострой и Мостострой-5. Генеральным подрядчиком является трест «Ригадорремстрой».

            При осуществлении проекта строители столкнулись со многими трудностями. Поскольку участок имеет слабые грунты, плывуны, под памятник приходится делать свайное основание. Наиболее ответственный участок работ у коллектива мостоотряда № 17. Ему предстоит из монолитного железобетона воздвигнуть обелиск. Точность здесь требуется ювелирная. А вот найти специалистов, которые смогли бы выполнить гидроизоляцию и облицовку обелиска сааремааским доломитом, в республике не удалось. На выручку пришли метростроевцы, имеющие богатый опыт облицовочных работ.

            В обеспечении стройки материалами – доломитом и гранитом нам помогают братские республики – Эстония, Карелия и Ленинград.

            Сооружение памятника советским воинам-освободителям без преувеличения можно назвать всенародным делом. Совет ветеранов войны и ряд коллективов трудящихся Риги выступили с патриотической инициативой о сборе денежных средств на строительство монумента. Эта инициатива была одобрена горисполкомом и горкомом партии. В Рижском городском управлении Стройбанка СССР открыт специальный счет № 51880, на который могут переводить деньги как предприятия, организации, так и отдельные граждане.

             Я попросила заместителя председателя Рижского горисполкома К. Лициса рассказать, как осуществляется финансирование важнейшей стройки.

            - Совет Министров Латвийской ССР и Рижский горисполком на строительство памятника и на реконструкцию парка имени XXII съезда КПСС выделили необходимые средства, так что деньгами стройка обеспечена. А те взносы, которые сейчас поступают на специальный счет, позволят нам высвободить часть отпущенных государством денежных средств на другие нужды города. Можно назвать три источника поступления взносов. Во-первых, они выделяются из фондов социально-культурного развития и материального поощрения предприятий. На конец первого квартала из этого источника поступило около 800 тыс. рублей. Наибольшее количество денег перечислено предприятиями Октябрьского и Кировского районов. Во-вторых, это средства, собранные в коллективах трудящихся и организованно внесенные на указанный счет. Как правило, каждый трудящийся делает добровольный взнос в размере своего дневного заработка. В-третьих, индивидуальные взносы. Они преимущественно поступают от пенсионеров и гостей нашего города. Размеры таких взносов различны – от 5 до 300 рублей.

            При сборе денежных средств важна не сумма, а участие, ибо оно свидетельствует о патриотизме человека, его желании посильно помочь всенародному делу. И мы благодарны за это каждому. Мы надеемся на помощь рижан в благоустройстве парка имени XXII съезда КПСС.

 

 

"Ригас Балсс" 10.07.1984.

19 октября 1984 года газета «Советская молодёжь» публикует статью «Устремлённый ввысь». Автор статьи – А.Геронян.

Монтажник-высотник Виктор Москаленко.
Монтажник-высотник Виктор Москаленко.

 

 

Монтажник – высотник Виктор Москаленко поправил предохранительный пояс, надел защитную каску и полез наверх по металлическим лестницам. Они уходят на 35-метровую высоту, к середине строящегося памятника. Внизу подаёт команду в мегафон прораб Александр Хабаров – и, медленно покачиваясь, начинает работать лебёдка башенного крана. Москаленко, одолев последнюю ступень, взмахнул рукой: всё в порядке, можно подавать бетон.


Здесь, на сооружении монумента советским воинам, Москаленко по праву считается одним из лучших. Недавно Виктор получил четвёртый разряд монтажника-высотника, успешно сдал экзамены в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, где он учится заочно. Вместе с ним работают проверенные в деле специалисты – монтажники Александр Полищук и Вячеслав Сазонов. Все трое успели завоевать авторитет в коллективе третьего участка мостоотряда №17 треста «Мостострой-5».

 Виктору Москаленко и его друзьям есть с кого брать пример. В мостоотряде немало опытных, высококвалифицированных  монтажников.

 Лучшей на третьем участке считается бригада Николая Манченко, костяк которой составляют комсомольцы. Седьмой месяц они сооружают обелиск – центральную часть ансамбля будущего памятника.

 Работа по единому наряду позволяет нам справляться с графиком, трудиться без срывов и авралов, - говорит начальник мостоотряда №17 Валентин Кондуров. – Бригада Манченко, где каждый успешно справляется со своими обязанностями, ежемесячно перевыполняет плановые задания. А в сентябре вместо 40 тысяч выполнила строительно-монтажных работ на 89 тысяч рублей. Условия труда у бригады нормальные, чётко, без перебоев снабжается она стройматериалами.

 Работать без срывов помогает и другое. Каждый строитель выполняет по нескольку операций. Может быть плотником, арматурщиком, слесарем, сварщиком, монтажником.

 Не подводят ребят водители Олег Филиппов и Иван Назаренко, всегда вовремя доставляющие на стройплощадку бетон. За день они совершают по нескольку рейсов с острова Луцавсала, где расположена строительная база мостоотряда,  до сооружаемого объекта. И ни разу не было задержки у строителей по вине шоферов.

  - До наступления холодов предстоит ещё сделать немало, - говорит бригадир Н.Манченко. – Зимой будет вынужденный технологический перерыв в бетонировании обелиска, и мы займёмся монтажом металлоконструкций, чтобы весной продолжить работы по возведению самого обелиска.

 До конца года его высота должна достичь сорока метров. С этим заданием строители, безусловно, справятся. А «одевают» обелиск  в доломит строгого серого цвета работники Управления «Союзметроспецстрой».

 75-метровый обелиск, по обе стороны которого будут установлены три скульптуры советских воинов-освободителей и скульптура «Победа»  (авторы скульптурной части памятника – Лев Буковский, Айварс Гулбис, соавтор – Леонид Кристовский*), поднимется над живописным парком в Задвинье.

 

За работой Александр Полищук и Вячеслав Сазонов
За работой Александр Полищук и Вячеслав Сазонов

 

*)  Обратите внимание на последний абзац статьи:
 "
75-метровый обелиск, по обе стороны которого будут установлены три скульптуры советских воинов-освободителей и скульптура «Победа»  (авторы скульптурной части памятника – Лев Буковский, Айварс Гулбис, соавтор – Леонид Кристовский*), поднимется над живописным парком в Задвинье."


  Эскизы скульптурной группы трех бойцов делал народный художник республики Лев Буковский, а Кристовскис отвечал за техническое исполнение проекта.

  Так вот, причудливые зигзаги порой выписывает судьба. Вот, например, есть в Латвии известный политик Гирт Валдис Кристовскис. Свою карьеру он сделал на лозунге «Русские не пройдут!», отчаянно сражаясь с последствиями советского прошлого — сначала под знаменами национально-озабоченной партии ТБ/ДННЛ, а нынче в объединении Единство. И есть в Риге памятник советским воинам — освободителям города, который занозой сидит в сердце Гирта Валдиса. Так вот, хотите верьте, хотите нет, но бронзовый солдат в этой скульптурной композиции имеет портретное сходство с Кристовскисом. Леонидом Кристовскисом — бойцом Латышской стрелковой красногвардейской дивизии, одним из авторов памятника. А Гирт Валдис Кристовскис приходится Леониду двоюродным племянником .

 И вновь субботник. За всё время строительства памятника их было несколько. На сей раз традиционный, ежегодный, всесоюзный ленинский коммунистический - 20 апреля 1985 года.

 

"Ригас Балсс" 20.04.1985.

 

 В воскресном номере газеты "Советская Латвия" (21.04.1985.) в заметке П.Антропова "В честь воинов-освободителей" вкратце повествуется о субботних достижениях на строительстве памятника.

 

  Много строек в нашей республике, и каждая важна. Но сооружение памятника воинам-освободителям Советской Латвии от фашистских захватчиков имеет для каждого из нас особое значение. Это не просто строительный объект, а символ нашей благодарности тем, кто сражался на фронтах Великой Отечественной войны. Это особенно явственно осознаёшь сегодня, когда с каждым днём всё ближе юбилей Великой Победы.

Работы на сооружении памятника были начаты на коммунистическом субботнике в честь 60-летия СССР. С тех пор эта стройка стала поистине всенародной. Здесь рижане уже провели десятки субботников, а трудящиеся Латвии и их друзья из братских республик перечислили на строительство памятника свыше 3,200 тысяч рублей. Многое на стройке уже сделано, но немало ещё предстоит сделать для того, чтобы к 41-й годовщине освобождения Риги закончить все работы. Весомый вклад в их ускорение был внесён вчера на коммунистическом субботнике.

Много волнующих слов в адрес героев Великой Отечественной войны и строителей было сказано на митинге, с которого начался праздник ударного труда. Открывая его, заместитель председателя Рижского горисполкома К.Лицис призвал строителей  и их помощников  самоотверженным трудом  доказать верность памяти героев.

 Этот призыв нашёл самый горячий отклик в сердце каждого участника субботника.

По-ударному,  по-коммунистически  работала на сооружении стелы памятника бригада монтажников, возглавляемая лауреатом Государственной премии республики Н.Манченко. Своё дневное задание она перевыполнила в полтора раза. В этом коллективе немало отличных мастеров. Да и сам бригадир в своё время прошёл отличную подготовку на сооружении высотного пилона вантового моста в бригаде участника Великой Отечественной войны  Б.Борисенко и теперь умножает добрую славу коллектива мостоотряда №17.

 Спорилось дело и в бригаде Л.Чистякова из СУ-7, которая, досрочно завершив бетонирование основания памятника, вчера вела изоляционные работы. Столь же добросовестно трудились и каменотёсы-гранитчики  бригады В.Травина из управления «Союзметроспецстрой». Московским метростроителям  доверена очень важная работа – облицовка памятника, и они её выполняют на «отлично».

 С максимальной отдачей трудились вчера  бригада коммунистического труда  Я.Лубанса из РСУ управления благоустройства, работники треста Ригадорремстрой», сотни студентов рижских вузов, пришедшие на помощь строителям.

 - Гляжу, как они дружно работают, и сердце радуется, что у нас выросла достойная смена, - говорит мастер РСУ управления благоустройства, участник Великой Отечественной войны и освобождения Советской Латвии от немецко-фашистских захватчиков И.Антонов. – Есть кому принять у нас эстафету ратных и трудовых подвигов.

 В ответ на эту похвалу очень верно сказал молодой коммунист монтажник В.Москаленко: «А здесь нельзя работать плохо: нам доверено сооружение памятника, воспевающего подвиг наших отцов и дедов. Это просто наш святой долг 0 работать на совесть, беречь мир и помнить тех, кто сражался за наше счастье, за мирное небо над нами».

*****

 

Вот ещё два снимка, которые прислал мне  Сергей Крук

 

 

"Ригас Балсс" 30.04.1985.

 

"Ригас Балсс" 15.05.1985.

 

 

А вот весточка из Минска, опубликованная в газете "Советская молодёжь"  29 июня 1985 года.

В Минске отливались две фигуры воинов - победителей, фигура Родины - матери и звёзды для стелы.  Одна фигура воина освободителя была отлита в Ленинграде.

 

 

Многотонная скульптура легко плыла по воздуху,  сопровождаемая взглядами формовщиков, людей, прямо причастных к её рождению, воплотивших в благородном металле замысел автора. Кран бережно опустил бронзового солдата посреди цеха на заранее  подготовленное место,  и вскоре вокруг него озабоченно захлопотали чеканщики. Только после их «колдовства»  статуя покинет стены Минского завода монументальных скульптур и производственного литья и будет отправлена заказчику.

 - Эта работа предназначена для Риги, - рассказывает главный технолог предприятия М.Дубий.  – там сейчас сооружается памятник освободителям Советской Латвии от  фашистских захватчиков. Кроме двух фигур воинов, мы должны отлить рижанам композицию «Звёзды». Заказ ответственный…

  И, добавим, совсем не простой для исполнения. Монументальные памятники и скульптуры, бюсты и барельефы, рельефы и горельефы – продукция особо сложная. Мастерам приходится выполнять до 20-30 технологических операций с ограниченным применением технологической оснастки. Бронза. К тому же, материал капризный. К примеру, сварить отдельные части скульптуры можно только в горизонтальном положении – этот металл текуч и медленно остывает. Так что многотонную фигуру приходится переворачивать неоднократно. Немало времени и сил уходит на придание бронзе желаемого оттенка – золотистого или янтарного, красного или зелёного – «под старину». Металл благодаря умельцам приобретает тёплые или холодные тона – в зависимости от замысла автора. Они помнят и о том, что авторская работа в будущем никогда не повторяется, что каждая отливка – уникальна.

 Всё своё мастерство вкладывают в выполнение  заказа рижан плавильщик И.Орлов, формовщик Н.Вихренко,  газоэлектросварщик  П.Грибайло,  чеканщики А.Данилов и И.Конопелько. Они участвовали также  в создании памятников В.И.Чапаеву в Уральске, литовским партизанам и подпольщикам  в Вильнюсе, мемориальных комплексов «Братство по оружию» в Рязани, «Договор тысяч» в Калинине, «Монумент покорителям целины» в Кустанае, многих работ для Латвии, Грузии, Узбекистана, других республик.

 На очереди создание восьми рельефов, символизирующих дружбу, молодость, мир для станции «Москва» Пражского метрополитена.

 …Когда дописывались эти строки, стало известно, что завод отправил рижанам первую из двух бронзовых скульптур воинов. Ответственный заказ успешно выполняется.

 

"Ригас Балсс" 26.08.1985.